[_] | Мысль | Дума |
---|
[:] | Обязывать. Речи и дела большинства продиктованы не их натурой, а обхождением с ними. | Убедить в дурном может всякий, дурному охотно верят, даже неправдоподобному. Лучшее и ценнейшее из того, чем мы богаты, зависит от мнения других. Иные довольствуются тем, что правда на их стороне; но этого мало - правде надо деятельно помогать. Обязать другого порой стоит немногого, а приносит многое: за слова покупаются дела. В большом доме нашего мира нет такой завалящей вещи, которая хоть раз в год не понадобилась бы, и тогда - хоть цена ей грош, - без нее не обойтись. Каждый о предмете говорит, что велит ему пристрастие. | [:] | Не поддаваться первому впечатлению. | Иные вступают с первым впечатлением в законный брак, и последующие для них - любовницы, а так как вперед всегда выскочит ложь, то для правды уже нет места. Не заполняй же чувство первым впечатлением, а разум - первым сообщением; это признак небольшой глубины. Есть люди со свойством посуды, что впитывает запах первой налитой в нее жидкости,- что благовонной, что вонючей. Проведают об этой слабости другие - дело худо, коварству только того и надо: злонамеренные поспешат твою доверчивость окрасить в свои цвета. Пусть же всегда останется место для пересмотра суждения, пусть Александр держит открытым другое ухо для другой стороны, для второго, для третьего сообщения. Быть во власти у первого впечатления - один шаг до слепой страсти. | [:] | Не предаваться злословию. Тем более опасайся репутации любителя бесславить других. | За чужой счет остроумием блистать нетрудно, зато опасно. Тебе станут мстить, говорить дурное и о тебе; ты один, врагов много - им легче тебя победить, чем тебе убедить их. Видя в людях дурное, не радуйся, тем более не обсуждай. Сплетник ненавистен вовеки, и, хотя важные особы иногда его пригревают, но лишь из удовольствия слушать его издевки, а не из уважения к его уму. Скажешь худое, услышишь худшее. | [:] | Распределять свою жизнь разумно: не как подскажет случай, но чтобы и польза была и удовольствие. | Без передышек жизнь тягостна, как долгое путешествие без гостиниц; разнообразие познаний делает ее приятной. Первый перегон пути в достойной жизни употреби на беседы с мертвыми: мы рождаемся для знания и для самопознания, и книги, верно нам служа, делают из человека личность. Второй перегон проводи с живыми: примечай и осматривай все прекрасное в мире. Не все лучшее находится в одной стране: Отец наш всеобщий распределил приданое разным землям, и, может оказаться, что дурнушка богаче всех. Третий перегон - весь для себя самого: высшее блаженство в размышлении. | [:] | Вовремя открывать глаза. Не у всех, кто глядит, глаза открыты, не все, кто смотрит, видят. | Поздно разобраться - проку мало, одно огорчение. Иные начинают видеть, когда уже не на что смотреть, когда уже разорили свои дома и дела, вместо того чтобы нажить добра. Трудно наставить на ум, если к этому нет желания; еще труднее внушить желание, когда нет ума. Такие люди - игрушка в руках окружающих, их водят, как слепых, всем на смех; и так как они глухи и не желают слышать, то и глаза не открывают и не видят. И тут же, того и гляди, подвернется хитрец, который слепоту эту и глухоту поддержит, - ему это выгодно. Беда лошади у безглазого хозяина - не бывать ей в теле. | |
|